St.Petersburg Theatre of Spanish Dance
Санкт-Петербургский Театр Испанского танца
 

: Начало :: О Театре :: Немного о фламенко :: Наш адрес и расписание занятий :
: Фотографии :: English

             

 

 


История фламенко

Известно, что ещё в древности иберийское искусство волновало соседей, даже тех, кто привык смотреть на варваров свысока. Об этом свидетельствуют античные писатели. "Так она вертится и так сладострастна, что даже Сам Ипполит бы не смог похоть свою удержать", - говорится в эпиграме Марциала "Гадесская девочка". Танцовщицы из города Кадиса (Гадеса), основанного финикийцами во втором тысячелетии до нашей эры на юге нынешней Испании, исполняли свои зажигательные пляски в сопровождении кастаньет. Волнующим кровь танцам гадиянок пытались подражать римлянки.
С конца третьего века до нашей эры южная часть иберийского полуострова становится римской колонией. Местное песенно-танцевальное искусство вбирает в себя новые черты. В частности, известен римский танец, в котором исполнитель отбивал метр с помощью "scabelli" - деревяшек на подошве.
В восьмом веке юг полуострова завоевывают мавры. "Блистательный Аль-Андалуз" называлась страна, просуществовавшая семь веков. Этим столетиям Андалусия обязана своей изысканной архитектурой, военно-морским делом, красотами языка и неповторимой гармонией музыки и танца.
"Цыгане, добравшись до нашей Андалусии, - говорит Гарсиа Лорка в лекции
"Канте хондо", - объединили древнейшие элементы местных песен с тем
древнейшим началом, которое принесли они сами". Цыгане прикочевали в Испанию в пятнадцатом-шестнадцатом веках со стороны Магриба, принеся с собой дикий ветер вольности и память о далекой Индии. За лихой нрав их стали называть "фламенки", по аналогии с фламандцами, переселившимися на пиренейский полуостров примерно в то же время. Цыгане стали лучшими исполнителями андалузских песен и плясок. Так, по одной из версий, родилось слово фламенко, ставшее названием песенно-танцевального искусства, в котором так преуспели кочевники - "фламенки".
По другой версии это слово связано с манерой одваться: стройный силуэт, обтягивающий пояс, подчеркивающий тонкую талию и длинные ноги танцоров делали их похожими на птицу фламинго, которую испанцы называют "фламенко". Сходство с этой птицей усмотривают также в движениях и позах исполнителей.
И, наконец, еще одна теория связывает название зажигательного искусства фламенко с латинским словом "фламма" - пламя.
В первой четверти 20-го века искусство фламенко находилось на грани вымирания, постепенно опускаясь до уровня низкопробной кафешантанной "испанщины".
Первыми забили тревогу крупнейшие представители творческой интеллигенции Испании - один из её лучших поэтов и один
из её лучших композиторов, Федерико Гарсиа Лорка и Мануэль де Фалья. По их инициативе был организован первый
фестиваль андалусского народного пения - канте хондо, состоявшийся в
Гранаде 13 - 14 июля 1922 года. 19 февраля того же года Гарсиа
Лорка выступил в Гранаде с лекцией о канте хондо. Что касается
Мануэля де Фальи, то, использовав в своих музыкальных произведениях
мелодии фламенко и канте хондо, он подарил народному искусству
Андалусии всемирную известность.
В наши дни фламенко переживает новый расвет. Оно вышло на театральные подмостки, на широкий экран. И продолжает развиваться, откликаясь на новые веяния в танцевальном мире, но не теряя при этом своей самобытной основы.