|
История фламенко
Известно, что ещё в древности иберийское искусство волновало соседей,
даже тех, кто привык смотреть на варваров свысока. Об этом свидетельствуют
античные писатели. "Так она вертится и так сладострастна, что даже
Сам Ипполит бы не смог похоть свою удержать", - говорится в эпиграме
Марциала "Гадесская девочка". Танцовщицы из города Кадиса (Гадеса),
основанного финикийцами во втором тысячелетии до нашей эры на юге нынешней
Испании, исполняли свои зажигательные пляски в сопровождении кастаньет.
Волнующим кровь танцам гадиянок пытались подражать римлянки.
С конца третьего века до нашей эры южная часть иберийского полуострова
становится римской колонией. Местное песенно-танцевальное искусство вбирает
в себя новые черты. В частности, известен римский танец, в котором исполнитель
отбивал метр с помощью "scabelli" - деревяшек на подошве.
В восьмом веке юг полуострова завоевывают мавры. "Блистательный Аль-Андалуз"
называлась страна, просуществовавшая семь веков. Этим столетиям Андалусия
обязана своей изысканной архитектурой, военно-морским делом, красотами
языка и неповторимой гармонией музыки и танца.
"Цыгане, добравшись до нашей Андалусии, - говорит Гарсиа Лорка в
лекции
"Канте хондо", - объединили древнейшие элементы местных песен
с тем
древнейшим началом, которое принесли они сами". Цыгане прикочевали
в Испанию в пятнадцатом-шестнадцатом веках со стороны Магриба, принеся
с собой дикий ветер вольности и память о далекой Индии. За лихой нрав
их стали называть "фламенки", по аналогии с фламандцами, переселившимися
на пиренейский полуостров примерно в то же время. Цыгане стали лучшими
исполнителями андалузских песен и плясок. Так, по одной из версий, родилось
слово фламенко, ставшее названием песенно-танцевального искусства, в котором
так преуспели кочевники - "фламенки".
По другой версии это слово связано с манерой одваться: стройный силуэт,
обтягивающий пояс, подчеркивающий тонкую талию и длинные ноги танцоров
делали их похожими на птицу фламинго, которую испанцы называют "фламенко".
Сходство с этой птицей усмотривают также в движениях и позах исполнителей.
И, наконец, еще одна теория связывает название зажигательного искусства
фламенко с латинским словом "фламма" - пламя.
В первой четверти 20-го века искусство фламенко находилось на грани вымирания,
постепенно опускаясь до уровня низкопробной кафешантанной "испанщины".
Первыми забили тревогу крупнейшие представители творческой интеллигенции
Испании - один из её лучших поэтов и один
из её лучших композиторов, Федерико Гарсиа Лорка и Мануэль де Фалья. По
их инициативе был организован первый
фестиваль андалусского народного пения - канте хондо, состоявшийся в
Гранаде 13 - 14 июля 1922 года. 19 февраля того же года Гарсиа
Лорка выступил в Гранаде с лекцией о канте хондо. Что касается
Мануэля де Фальи, то, использовав в своих музыкальных произведениях
мелодии фламенко и канте хондо, он подарил народному искусству
Андалусии всемирную известность.
В наши дни фламенко переживает новый расвет. Оно вышло на театральные
подмостки, на широкий экран. И продолжает развиваться, откликаясь на новые
веяния в танцевальном мире, но не теряя при этом своей самобытной основы.
|